🏠 «Всякий дом строится кем-то».
Многим нравится рассматривать старинные дома.
У каждого дома своя история…
Эти земли Иван Грозный подарил родственникам своей молодой жены Марфы Собакиной.
(Помните: «Марфа Васильевна я..» из фильма «Иван Васильевич …»). Потомок из этого рода, известный жестокостью и самодурством, прототип гоголевского Собакевича из «Мёртвых душ».
В 1831г. эти земли купил Николай Васильевич Левашёв.
В Москве Левашёвы имели дом на Новой Басманной, в котором бывали Боратынский, Жуковский, Пушкин, Чаадаев и декабристы. Воспитателем детей был, проживавший там, В.Г. Белинский.
Хозяйку дома Екатерину Гавриловну, считали одной из самых умных и образованных женщин.
«Образованная и умная женщина, — как писал о радушной хозяйке Андрей Иванович Дельвиг,— она и умела занимать всех посещавших её и вести свою многочисленную прислугу в порядке, не употребляя ни крика, ни телесных наказаний».
Муж её, Николай Васильевич, «был добрый человек», читал постоянно французские газеты или играл в шахматы, более молчал, и жена его умела делать так, что и он казался человеком образованным».
Об истории усадьбы можно прочитать в интернете, но интереснее послушать экскурсовода.
Проектом домов и парка занимался зять, Андрей Иванович Дельвиг, известный инженер путей сообщения, создатель нижегородского водопровода и двоюродный брат известного поэта.
Валерий Николаевич (сын) нетерпел крепостничества и даже вынашивал планы самовольно отпустить крестьян. Он и его жена Ольга оставили заметный след в русском революционном движении. Левашова — одна из основательниц Русской секции I Интернационала. Она знала лично Карла Маркса, его дочерей и пользовалась их доверием.
Образование, материальный достаток и стремления сделать жизнь лучше, не только свою, но и простого народа, отличало эту семью. На свои средства строили больницу, школы, занимались обучением крестьян.
Но…. несмотря на большой вклад в развитие края и доброе отношение к крестьянам, в 1920 году:
«Мужики, возвратившиеся в Галибиху с Гражданской войны, подняли вой: „Мы там буржуев громили, а тут сидит сыч, кровопивец“. Ну, и подняли народ. Те за горлопанами в усадьбу. Увидели Валер Валерыча, говорят: „Мы тебя не тронем, иди пока в конюховку, а мы у тебя кое-что посмотрим“. Когда выпустили из конюшни Валера, то он увидел, что растащили всю его мебель, утварь, а книги разорвали».
А дома так и стоят. Старшему 183 года.
И множество сохранившихся фотографий, свидетельствуют о том, что в этом тихом уютном местечке, когда-то кипела жизнь…
P.s. “ ….что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?”
(Экклезиаст 2:22)